Помню концерт после терактов в петербургском метро, было ужасно тяжело играть, с комом в горле. Готовили как всегда в спешке, с 2.5 репетиций, тогда было стыдно, но старались - струны рвали все.
Меня до сих пор гипнотизирует эпизод нашествия: простая, как напев, но лишённая всего человеческого тема, постепенно нарастающий пласт мажорного звучания с чеканным, абсолютно прямолинейным (не сказать бы тупым) ритмом. Идет на тебя стеной, все расширяется, и никуда не деться.
Теперь я топлю за финал, эти нескончаемый страницы в верхнем регистре) искристый и звонкий) чего писать, все слышно в музыке.
В память об ужасе, но больше о героях и великой победе. Ленинград. Освобождение. 27 января 1944 года ленинградцы пережили блокаду.
"Первая скрипка умирает, барабан умер по дороге на работу, валторна при смерти…"7-ая «Ленинградская» симфония Шостаковича.
Д. Шостакович, Государственный симфонический оркестр СССР, дирижёр Евгений Светланов – Симфония №7 «Ленинградская» – 1968 (1980)
Симфония № 7, до мажор, сочинение 60 «Ленинградская». Посвящается городу Ленинграду.
Classical/Symphony
СССР
01. 1 часть «Нашествие» Allegretto (25:47)
02. 2 часть «Человек и война» Moderato (poco allegretto) (10:07)
03. 3 часть «Родина в годину испытаний» Adagio (19:12)
04. 4 часть «Через борьбу – к победе» Allegro non troppo (19:47)
Государственный симфонический оркестр СССР
Дирижёр Евгений Светланов
Запись 1968 г.
Состав оркестра: 2 флейты, альтовая флейта, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, кларнет-пикколо, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, 5 литавр, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, ксилофон, 2 арфы, рояль, струнные.
Музыка:
Первая часть начинается в ясном светлом до мажоре широкой, распевной мелодией эпического характера, с ярко выраженным русским национальным колоритом. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Побочная партия также песенна. Она напоминает мягкую спокойную колыбельную. Заключение экспозиции звучит умиротворенно. Все дышит спокойствием мирной жизни. Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на банальные куплеты шансонетки — олицетворение обыденности и пошлости. Это начинается «эпизод нашествия» (таким образом, форма первой части — сонатная с эпизодом вместо разработки). Поначалу звучание кажется безобидным. Однако тема повторяется одиннадцать раз, все более усиливаясь. Она не изменяется мелодически, только уплотняется фактура, присоединяются все новые инструменты, потом тема излагается не одноголосно, а аккордовыми комплексами. И в результате она вырастает в колоссальное чудовище — скрежещущую машину уничтожения, которая кажется, сотрет все живое. Но начинается противодействие. После мощной кульминации реприза наступает омраченной, в сгущенно минорных красках. Особенно выразительна мелодия побочной партии, сделавшаяся тоскливой, одинокой. Слышно выразительнейшее соло фагота. Это больше не колыбельная, а скорее плач, прерываемый мучительными спазмами. Лишь в коде впервые главная партия звучит в мажоре, утверждая наконец столь трудно доставшееся преодоление сил зла.
Вторая часть — скерцо — выдержано в мягких, камерных тонах. Первая тема, излагаемая струнными, соединяет в себе светлую печаль и улыбку, чуть приметный юмор и самоуглубленность. Гобой выразительно исполняет вторую тему — романсовую, протяженную. Затем вступают другие духовые инструменты. Темы чередуются в сложной трехчастности, создавая образ привлекательный и светлый, в котором многие критики усматривают музыкальную картину Ленинграда прозрачными белыми ночами. Лишь в среднем разделе скерцо появляются иные, жесткие черты, рождается карикатурный, искаженный образ, исполненный лихорадочного возбуждения. Реприза скерцо звучит приглушенно и печально.
Третья часть — величавое и проникновенное адажио. Оно открывается хоральным вступлением, звучащим словно реквием по погибшим. За ним следует патетическое высказывание скрипок. Вторая тема близка скрипичной, но тембр флейты и более песенный характер передают, по словам самого композитора, «упоение жизнью, преклонение перед природой». Средний эпизод части отличается бурным драматизмом, романтической напряженностью. Его можно воспринимать как воспоминание о прошедшем, реакцию на трагические события первой части, обостренные впечатлением непреходящей красоты во второй. Реприза начинается речитативом скрипок, еще раз звучит хорал, и все истаивает в таинственно рокочущих ударах тамтама, шелестящем тремоло литавр. Начинается переход к последней части.
В начале финала — то же еле слышное тремоло литавр, тихое звучание скрипок с сурдинами, приглушенные сигналы. Происходит постепенное, медленное собирание сил. В сумеречной мгле зарождается главная тема, полная неукротимой энергии. Ее развертывание колоссально по масштабам. Это образ борьбы, народного гнева. Его сменяет эпизод в ритме сарабанды — печальный и величественный, как память о павших. А затем начинается неуклонное восхождение к торжеству заключения симфонии, где главная тема первой части, как символ мира и грядущей победы, звучит ослепительно у труб и тромбонов.
Л. Михеева
9 августа 1942-го в истерзанном немецкой блокадой Ленинграде звучала Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича. Значительности этому факту придавало уже то, что великое произведение было написано в растерзанном голодном городе. Музыку транслировали по уличным громкоговорителям и по радиоканалу. Жители осажденного Ленинграда были потрясены и обнадежены, немцы же растерялись и пали духом. Как вспоминал позже скрипач Д.Ойстрах, в разгар войны «Ленинградская» прогремела пророческим торжеством победы над фашизмом.
Первая часть симфонии, с нагнетаемым барабанным стуком, была создана Дмитрием Шостаковичем до начала войны. Работа над нотным произведением шла туго, поэтому композитор отложил детище до лучших времен. С началом войны появилось желание не только побеждать врага, но и привести симфонию к триумфальному финалу. Шостакович делился, что творение давалось с неимоверной скоростью, нотный стан заполнялся будто сам собой при неуемном желании запечатлеть великую народную силу и рвение победить.
На момент написания произведения Шостакович пребывал в рядах противовоздушной обороны, отрываясь от сочинительства только по случаю военных тревог. До эвакуации композитора в октябре были готовы первые три части (во время написания второй вокруг Ленинграда замкнулось блокадное кольцо). Финал легендарной симфонии Шостакович писал в Куйбышеве, завершив ее за пару дней до начала 1942 года.
В марте 1942-го в Куйбышеве состоялась премьера. На концерт в небольшой городок съехались репортеры из множества стран. После высочайших оценок экспертов и рядовых слушателей поступили запросы об отправке партитур для исполнения в самых прославленных зарубежных филармониях. Право исполнить Седьмую симфонию впервые за российскими пределами получил именитый дирижер Артуро Тосканини.
Летом 1942-го произведение Шостаковича успешно прозвучало в Нью-Йорке, мгновенно разлетевшись по миру. Оставался главный рубеж – организовать живое оркестровое исполнение в Ленинграде. И вскоре городские управленцы и командующие фронтом пришли к смелому решению: симфонии в блокаде звучать! Причем дата была выбрана особенная - 9 августа. Именно к этому дню, по гитлеровской задумке, Ленинград обязан был сдаться.
Подготовка концерта оказалась, мягко говоря, непростой. Большинство профессиональных музыкантов погибли в блокадные дни, у других попросту не оставалось сил для репетиций и выступления. По этой причине музыкантов пригласили из военчастей. Партитура была успешно доставлена в Ленинград спецбортом из Куйбышева.
Руководил оркестром Карл Элиасберг. Спустя время Ольга Берггольц писала: "Единственный оставшийся тогда в Ленинграде оркестр Радиокомитета убавился от голода за время трагической нашей первой блокадной зимы почти наполовину. Никогда не забыть мне, как темным зимним утром тогдашний художественный руководитель Радиокомитета Яков Бабушкин (в 1944-м погиб на фронте) диктовал машинистке очередную сводку о состоянии оркестра: "Первая скрипка умирает, барабан умер по дороге на работу, валторна при смерти…"
И все-таки эти оставшиеся в живых, страшно истощенные музыканты и руководство Радиокомитета загорелись идеей во что бы то ни стало исполнить Седьмую в Ленинграде… Яша Бабушкин через городской комитет партии достал нашим музыкантам дополнительный паек, но все равно людей было мало для исполнения Седьмой симфонии. Тогда по Ленинграду был через радио объявлен призыв ко всем музыкантам, находящимся в городе, явиться в Радиокомитет для работы в оркестре".
В день концерта в центре Ленинграда висели афиши.
Одна из участниц легендарного исполнения Седьмой симфонии Шостаковича гобоистка Ксения Маркьяновна Матус вспоминала:
"…Транспорт-то не ходил, люди шли пешком, женщины – в нарядных платьях, но эти платья висели, как на распялках, велики всем, мужчины – в костюмах, тоже будто с чужого плеча… К филармонии подъезжали военные машины с солдатами – на концерт… В общем, в зале оказалось довольно много народа, а мы ощущали невероятный подъем, потому что понимали, что сегодня держим большой экзамен.
Перед концертом (зал-то не отапливался всю зиму, был ледяной) наверху установили прожекторы, чтобы согреть сцену, чтоб воздух был потеплее. Когда же мы вышли к своим пультам, прожекторы погасили. Едва показался Карл Ильич, раздались оглушительные аплодисменты, весь зал встал, чтобы его приветствовать… И когда мы отыграли, нам аплодировали тоже стоя. Откуда-то вдруг появилась девочка с букетиком живых цветов. Это было так удивительно!.. За кулисами все бросились обниматься друг с другом, целоваться. Это был великий праздник. Все-таки мы сотворили чудо.
Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли. Шостакович прислал телеграмму, поздравил нас всех".
Пока музыканты исполняли Седьмую симфонию, артиллерия командующего фронтом Леонида Говорова подавляла вражеский огонь. Военные готовились к этой операции, получившей название «Шквал», весь месяц до премьеры. Все 80 минут сценического действа по врагу велся беспощадный огонь. Всего на установленные заранее немецкие огневые позиции приземлилось около трех тысяч снарядов. Это была симфония Говорова, благодаря которой ничто не отвлекло ленинградцев от прослушивания музыки Шостаковича.
Параллельно с живым исполнением премьера транслировалась по всем громкоговорителям и радиоточкам. Немцы стали невольными слушателями, неприятно удивившись неожиданному воодушевлению и стойкости горожан. Они-то были уверены, что город фактически мертв. А в его сердце зазвучал оркестр, исполнивший необыкновенную музыку и провозгласивший тем самым поворотный момент в блокаде Ленинграда.
Сам автор назвал Ленинградскую симфонию самой популярной из всех его творений и искренне расстраивался, если люди не понимали вложенную в эту музыку мысль. Звуками, сложенными в смелые соло и аккорды, он доносил правдивую военную хронику и передавал великую народную силу, достойную великой победы.
Симфония построена на 4 отличных в плане драматургии частях. 1-я, спокойная и величественная, приводится кульминацией к «эпизоду нашествия». Вторая часть несет в себе историю города в мирные времена и тоску по былой жизни. Третья, написанная в духе реквиема, выступает скорбью по погибшим. Финал же набирается сил, утверждает светлое будущее и воспевает героев.
Седьмая симфония осталась в истории одним из главных произведений композитора Д. Шостаковича. Имя «Ленинградская» произведение получило с легкой руки Анны Ахматовой. Симфонию дирижировали симфонические мэтры Рождественский, Баршай, Мравинский, Бернстайн. Музыка первой части симфонии стала сопровождением одноименного балета. В своей развернутой статье Алексей Толстой обозначил «Ленинградскую симфонию» торжеством мысли о человеческом в человеке, детально разобрав сочинение с точки зрения музыкальной науки.
kulturologia ru
Аннотация с пластинки:
Седьмая симфония Д. Шостаковича была создана в первые месяцы Великой Отечественной войны в осажденном Ленинграде и посвящена композитором городу-герою.
«Я никогда в жизни не посвящал никому своих произведений, — писал Шостакович в газете «Советское искусство» 9 октября 1941 года, — но эту симфонию, если она удастся мне, я хочу посвятить Ленинграду. Потому, что все, что я писал в ней, все, что я в ней выразил, связано с этим родным моим городом, связано с историческими днями обороны его от фашистских насильников».
В августе 1941 года были закончены три части Седьмой симфонии. Последнюю часть партитуры, завершенной 27 февраля 1942 года, композитор написал уже в Куйбышеве, где 5 марта 1942 года состоялось первое исполнение симфонии находившимся там оркестром Большого театра СССР под управлением С. А. Самосуда. Вскоре симфония зазвучала и в других городах Советского Союза.
Непосредственно эмоциональное воздействие ее на слушателей было огромным. Были случаи, когда после исполнения симфонии стихийно возникали митинги.
Большой общественный резонанс получила «Ленинградская симфония» (как стали называть Седьмую симфонию) и за рубежом.
Седьмая симфония — произведение огромной впечатляющей силы. В нем Шостакович «выдвигает на первый план трагический конфликт, сталкивая в невероятно напряженном развитии образы «мирной жизни» и образы «враждебных сил» (Д. Кабалевский).
Открывается симфония мужественной, героико-эпической темой. Вторая и третья темы первой части симфонии полны лирической проникновенности. Заключительная тема экспозиции — «поэтический ноктюрн, прозрачные звучания которого рисуют образ засыпающей природы и тающих в сумраке ночи далей...» (И. Бэлза).
Картинам природы и мирной жизни советских людей противопоставлены образы зла и насилия, воплощенные в бездушной, механической и зловещей «теме нашествия». Эта тема постепенно достигает мощного звучания, разрастаясь в яростный шквал (кульминация совпадает с началом репризы).
Скорбно звучит в репризе вторая лирическая тема. «Это памятник погибшим в бою за Родину, траурный марш. Он не вызывает слез, — писал Евгений Петров, — слишком глубока печаль, чтобы вызвать слезы. И реквием в память героев наших, братьев наших, сыновей и отцов наших оставляет глаза сухими и кулаки сжатыми».
Во второй части композитор, по его собственным словам, хотел передать «упоение жизнью, преклонение перед красотой природы».
В третьей части происходит расширение круга тех гуманистических образов, которые противостоят «теме нашествия». Но и в этой части симфонии чувствуется нагнетание драматизма.
Финал, завершающий симфонию, является художественным обобщением всего предшествующего развития, утверждением гуманистической идеи о победе жизни, красоты, созидания над безобразными силами мрака и разрушения.* • *....Концертная деятельность Государственного симфонического оркестра СССР началась 5 октября 1936 года исполнением Первой и Третьей симфоний Бетховена.
Оркестр, в состав которого вошли первоклассные музыканты, быстро осваивал большой и разнообразный репертуар. Были исполнены циклы из фундаментальных произведений Бетховена (все девять симфоний) и Чайковского (симфонии, сюиты, концерты, увертюры, фантазии), произведения русских классиков — Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Скрябина и Рахманинова, советских композиторов — Прокофьева, Мясковского, Шостаковича и зарубежных композиторов — Баха, Моцарта, Берлиоза, Брамса, Вагнера, Дворжака, Дебюсси, Равеля.
Оркестр развивался в постоянном творческом общении с крупнейшими советскими дирижерами.
Первым художественным руководителем Государственного оркестра был Александр Гаук. Преемником Гаука в 1941 году стал Натан Рахлин. С 1946 по 1965 год художественное руководство оркестром осуществлял Константин Иванов.
Характеризуя искусство Госоркестра, Дмитрий Шостакович писал: «Блестящее мастерство, великолепная оркестровая дисциплина, рельефность и вместе с тем артистичность выполнения замыслов, а также высокая культура звучания — вот отличительные черты коллектива, выдвинувшие его в число лучших симфонических оркестров мира».
«Я в восторге от оркестра, — писал французский дирижер Шарль Мюнш. — Это первый русский коллектив, которым мне пришлось дирижировать... оркестранты привели в восторг своим профессиональным мастерством и увлеченностью работой. Признаться, в душе я и не ждал другого: знал, что еду в страну великой музыки и настоящих музыкантов».
«Прекрасно звучащим инструментом, достойным высочайшей похвалы и высочайшего признания», назвал Госоркестр известный немецкий дирижер Франц Конвичный.
С 1965 года художественным руководителем оркестра является Евгений Светланов — разносторонне одаренный музыкант, талантливый дирижер, композитор, пианист. Он получил образование в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, а затем в Московской консерватории, которую окончил по двум специальностям — композиции (класс профессора Ю. Шапорина) и дирижированию (класс профессора А. Гаука). Несколько лет Светланов работал в оркестре Всесоюзного радио, позже возглавлял оркестр Большого театра СССР.